28-02-2017

Разъяснение по закупке у единственного поставщика в рамках №44ФЗ

Письмо Министерства экономического развития РФ от 13 января 2017 г. N Д28и-225 "О разъяснениях по вопросу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и в рамках своей компетенции сообщает.

Закон N 44-ФЗ не предусматривает полномочий субъектов Российской Федерации на определение единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Случаи осуществления заказчиками закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены в части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Так, пунктом 2 указанной части предусмотрено право заказчика осуществить закупку для обеспечения государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закон N 44-ФЗ допускается закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) работ или услуг, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.

Указанная норма предусматривает, что законодательным актом субъекта Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо (подведомственное ему учреждение, государственное унитарное предприятие) могут быть наделены исключительными полномочиями на выполнение конкретных работ (оказание конкретных услуг) на территории субъекта Российской Федерации. Такие работы (услуги) на территории данного субъекта Российской Федерации должны выполняться (оказываться) только наделенным соответствующими исключительными полномочиями органом (учреждением, предприятием) независимо от того, кто является потребителем данных работ (услуг), в том числе для любых юридических и физических лиц. Из буквального и системного толкования пункта 6 части 1 статьи 93 закона N 44-ФЗ следует, что закупка данных работ (услуг) у такого органа (учреждения, предприятия) как у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) обусловлена невозможностью такой закупки у иных лиц.

Отмечаем, что закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий, продуктов лечебного питания являются конкурентными и могут осуществляться неограниченным кругом лиц, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров.

Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы    М.В. Чемерисов

Обзор документа

Закон N 44-ФЗ предусматривает право заказчика осуществить у единственного поставщика закупку работ или услуг, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями (подведомственными учреждениями, предприятиями).

Отмечено, что в соответствии с законодательством закупки лекарственных препаратов, медицинских изделий, продуктов лечебного питания являются конкурентными и могут осуществляться неограниченным кругом лиц.

Органам власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Источник: Гарант.ру

Эксклюзивный представитель на территории РФ и ряда стран СНГ
  • Эксклюзив!  TERUMO Europe N.V.
  • «F. Stephan Gmbh» (Германия)
  • «MAIСO Gmbh» (Германия)
  • «WEYER Gmbh» (Германия)
  • «Dantschke Medizintechnik Gmbh» (Германия)
  • «BANDELIN Electronic Gmbh» (Германия)
  • «LANDWIND» (Китай)
  • «Globus» (Италия)
  • «Chinesport» (Италия)
  • «Wero-medical» (Германия)
  • «Shin-Ei» (Япония)
  • «WOODWAY» (США)
  • «HERRMANN Apparatebau Gmbh» (Германия)
  • «Water Jel» (США)
  • «ZOLL Medical Corporation» (США)