09-01-2017

Экономия должна быть разумной

Генеральный директор Клинического госпиталя на Яузе Яков Марголин рассуждает о том, какие факторы могут сделать частную медицину хорошим объектом для вложений.

Как вы оцениваете систему здравоохранения, сложившуюся на сегодняшний день в России?

Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в отрасли, не однозначна. Есть понимание того, что профессионалы, занимающиеся организацией здравоохранения, во многом вносят 
в реформирование здравый смысл. Это касается оптимизации финансовых процессов, обновления парка техники, некоторых других специфических аспектов. С другой стороны — есть большая проблема, которой, на мой взгляд, регуляторные органы уделяют мало внимания. Это принципиальный момент — образование врача, в том числе и последипломное, кадровая политика. Введение стандартов третьего поколения в высшей медицинской школе, акцент на клинической практике в обучении, введение аккредитационной системы для врача, изменение порядка лицензирования в перспективе — это очень нужные и давно назревшие изменения. Однако вся суть в деталях. Медицинский вуз, например, по-прежнему финансируется по количеству обучаемых студентов. До тех пор, пока такое положение вещей будет оставаться в силе, мы будем видеть троечников, которых не отчисляют из-за угрозы потери доходов, а группы обучаемых будут оставаться по 25 человек. В медицине нельзя формировать такие группы. Как вы представляете 25 студентов, подошедших к одному больному? Нужно активнее реформировать образовательную систему, не стесняться учиться у европейских и американских коллег, знающих ответы на ряд вопросов, которые перед нами все еще стоят. Я не говорю, что надо слепо копировать, но многое можно брать смелее. Тогда мы сможем решить одну из самых больших сегодняшних проблем 
в отрасли — надвигающийся острый дефицит квалифицированных кадров.

Есть ли ниши в области здравоохранения, где особенно комфортно будут чувствовать себя частные инвесторы? Где вы видите наилучшую перспективу?

Ответ на этот вопрос прямо вытекает из моего предыдущего замечания. Частному инвестору есть смысл вкладывать деньги туда, где у конкретного бизнесмена имеется возможность привлечь лучших специалистов. Яркий пример — создание частной патоморфологический службы, реализованное недавно коллегами. Патоморфолог — специалист, проводящий диагностику заболеваний на клеточном, тканевом уровнях. Такие люди не работают непосредственно 
с пациентами, материал для исследования они получают от других врачей. Поэтому это на первый взгляд не самое коммерчески выгодное решение. Но это, если вы не знаете кадровую специфику. Диагноз, поставленный патоморфологом, часто бывает основной информацией, определяющей клиническую тактику и прогноз. При этом квалифицированных кадров — единицы. Так что, если вы в одном месте соберете экспертов, успех гарантирован. Целый ряд заболеваний без заключения патоморфолога вообще невозможно ни диагностировать, ни лечить, так что спрос будет всегда.

Оцените, пожалуйста, объем инвестиций в открытие частного медицинского бизнеса. Каковы перспективы окупаемости?

Любой медицинский проект требует длинных денег. Окупаемость у нас не быстрая — через четыре-пять лет можно выйти на операционную прибыль, возврат инвестиций через шесть-восемь лет. Но это не значит, что в медицину не стоит инвестировать. Известные частные центры демонстрируют доходность до 20-30% годовых. Все зависит от того, насколько правильно вы рассчитаете бизнес с самого начала: объем оказываемых услуг, их спектр, местоположение и др. — сотни факторов, которые могут привести вас к успеху. Очень важно, чтобы оборудование, которое вы купили, не простаивало (и, в частности, из-за поломок). Коммутация, единый центр управления оборудованием — все это имеет большое значение в плане окупаемости вложений.

Каким принципом следует руководствоваться при выборе партнеров и поставщиков?
 Где можно сэкономить?

Сложный вопрос. На первый взгляд есть множество производителей и поставщиков, и, если вы зададитесь вопросом первоначальной цены, глаза просто разбегаются. Мы проводили многофакторный анализ при закупке. Важна не только стоимость самого оборудования 
и непосредственной эксплуатации, но и косвенные затраты. Например, вы поставили технику для лучевой диагностики, а на хранении и передаче изображений решили сэкономить. Впоследствии это может вылиться в рост затрат и потерю пациентов. Каждый решает сам: уменьшить объем первоначальных инвестиций в расчете на то, что потом можно будет что-то доделать, или сразу использовать комплексный подход, особенно в дорогостоящей аппаратуре, закупая не отдельные единицы, а систему в целом. Мы посчитали, что комплексный подход выгоднее, долго выбирали поставщика и в результате закупили всю дорогостоящую лучевую аппаратуру у одного производителя. Остановились на предложении от Philips. Возвращаясь к кадровому вопросу. Заведующий отделением лучевой диагностики принимал непосредственное участие в выборе поставщика и монтаже оборудования. Мы, врачи и экономисты, коллегиально решаем такие вопросы. Это обеспечивает нам хорошую переговорную позицию в беседах с поставщиком. Сейчас у нас стоит уникальное оборудование. Техника, которую мы закупили, по целому ряду позиций лучшая в своем классе. Это позволит нам оставаться на острие возможностей в ближайшие пять лет и быть на хорошем уровне еще пять. Это привлекательно не только для пациента, но и для врача. Работать на лучшем оборудовании — дополнительная мотивация для персонала. Не говоря уже о том, что современное оборудование этого класса безопаснее для специалиста и пациента 
в плане получаемой им лучевой нагрузки.

Важна не только стоимость самого оборудования
 и непосредственной эксплуатации, но и косвенные затраты. Например, вы поставили технику для лучевой диагностики, а на хранении и передаче изображений решили сэкономить. Впоследствии это может вылиться в рост затрат и потерю пациентов.

Как наладить стабильный трафик пациентов?

Это медленный процесс. Я уверен, что самый лучший канал продвижения частного медицинского центра — это высокое качество медицинских услуг. В таком случае рост количества пациентов будет, может быть, не таким быстрым, как при инвестициях в прямую рекламу, но зато качественным. Люди будут приходить снова и снова, приглашать друзей. Это, в конце концов, обеспечивает наилучший возврат вложенных средств.

Может ли частная медицина позволить себе инвестировать в научные разработки?

На базе серьезного медицинского учреждения обязательно должна развиваться наука. Прежде всего это залог профессионального роста ваших собственных сотрудников. Люди должны быть мотивированы на получение новых знаний. Во-вторых, это вопрос развития и привлечения кадров. Возможность делать что-то новое часто является определяющим фактором для самых талантливых и успешных молодых врачей при выборе места работы.

Я вижу идеальную частную клинику именно такой: забота о пациентах, забота о персонале, серьезные позиции в научной среде.

Источник: health.rbc.ru

Эксклюзивный представитель на территории РФ и ряда стран СНГ
  • Эксклюзив!  TERUMO Europe N.V.
  • «F. Stephan Gmbh» (Германия)
  • «MAIСO Gmbh» (Германия)
  • «WEYER Gmbh» (Германия)
  • «Dantschke Medizintechnik Gmbh» (Германия)
  • «BANDELIN Electronic Gmbh» (Германия)
  • «LANDWIND» (Китай)
  • «Globus» (Италия)
  • «Chinesport» (Италия)
  • «Wero-medical» (Германия)
  • «Shin-Ei» (Япония)
  • «WOODWAY» (США)
  • «HERRMANN Apparatebau Gmbh» (Германия)
  • «Water Jel» (США)
  • «ZOLL Medical Corporation» (США)